не читать «Жизнь Пабло» — очередная громкая работа, которая задаст новый тренд в мире музыки
5 декабря в семье Ким Кардашьян и Канье Уэста родился ребёнок, мальчик. Сложно представить, как можно было это сделать, но младенцу дали имя Saint, что в переводе означает «Святой». Если вы слышите о его отце впервые, то может показаться, что это как минимум абсурдно, но если вы хоть немного имеете представление о том, кто такой Уэст-старший, то в очередной раз с ухмылкой и без сомнений оцените подобный факт. Если вы религиозный фанатик, то дальнейшее чтение данной статьи противопоказано. Нет, не фанатик? Точно? Я постараюсь рассказать о том, кто такой Канье Уэст, не особо опираясь на факты из биографии, пытаясь использовать только собственный анализ его личности, исходя из его публичных выступлений и, собственно говоря, самого творчества. Не хотите поговорить о боге?
«Я называю себя креативным гением и провидцем, потому что иначе меня будут называть знаменитостью, ниггером, рэпером. И когда люди используют эти слова, то делают это с негативным подтекстом. Поэтому мне нужно самому определить, кем я являюсь».
Мы имеем дело с эгоцентричным, самодовольным и чертовски талантливым музыкантом, чьё влияние давно перешло границы музыкального мира и было направлено на моду, бизнес, искусство в целом и с недавних пор — политику. Если проигнорировать всё то, что было привнесено Канье в музыкальную сферу, то можно прийти к мысли, что своё имя он сделал громкими высказываниями. Насколько громкими? Стоит взять только фразу из одноименной композиции «Я — Бог!». Несмотря на столь лестные слова о самом себе, для них есть более чем логическое объяснение: люди должны называть себя теми, кем они сами себя считают, ведь никто другой не должен диктовать им правила. «Эй, никто не должен указывать мне куда можно, а куда нельзя идти. Я могу быть рок-звездой №1! Я — Джимми Хендрикс! Я — Аксль Роуз! Я — Джим Моррисон!». Где-то около года назад мне удалось наткнуться на интервью, которое музыкант дал в студии Зейна Лоу, известного радио-ведущего с BBC Radio 1 (теперь работает с Beats Radio 1). Интервью было посвящено последней пластинке Уэста под названием «Yeezus», но основные тезисы, которые можно изъять из их диалога, касаются мировоззрения исполнителя, его мыслей насчёт искусства, расизма и тех рамок, в которые люди заключают сами себя. Настоятельно рекомендую посмотреть это видео, потому что это самый лучший способ осознать, кем он является, и почувствовать те волны мыслей, которые надвигаются с невероятной скоростью прямо из его разума.
«Настоящий риск для меня не рисковать. Это единственное, что я считаю рискованным. Я научился плыть против течения, выдерживать весь негатив общественного мнения, вдохновляться им, проходить через него, выстреливать новым проектом, чтобы сразить всех наповал: порадовать тех, кто за меня, и уничтожить тех, кто против. Пока это было весело».
Не признать гения в особи мистера Уэста весьма сложно, особенно когда эту мысль подкрепляют десятки разных фактов и различных мнений от не менее влиятельных людей, как из его среды, так и среди критиков. Альбом «My Beautiful Dark Twisted Fantasy» стал отшлифованным и набитым разными звездами релизом, который стал чуть ли не самой расхваленной пластинкой всех времён, а журнал GQ признал эту работу лучшей в истории музыки. Как объясняет сам Йе, он просто захотел и сделал это, а сделал — потому что может. До абсурда простая формула успеха, — так могут посчитать многие, но, действительно, что ещё нужно для результата, кроме желания? Так сам он сделал и со следующей пластинкой спустя три года, но в этот раз не с целью повторить собственный успех. Для того чтобы быть услышанным, Канье пожертвовал музыкой, создав «Yeezus» — абсолютную противоположность предыдущей работе, общепризнанному апофеозу всего жанра. Слушатели почувствовали всю ту агрессию, всё то, что накопил в себе артист за многие годы, и если в случае с пропитанным различными чувствами альбомом «808`s and Heartbreak» звучание было таким же мягким и трогательным, то в данной пластинке Уэст выпустил наружу весь гнев. И этот ход стал гениальным, по крайней мере, потому что к исполнителю потянулись люди, его услышали. Никто даже представить не мог, что музыкант-миллионер, собравший вокруг себя десятки мировых звёзд, создав десятки радио-хитов, рискнёт в таких масштабах и выпустит работу настолько сумасшедшую и экспериментальную. Все старые идеи полетели на помойку, и работа над новой музыкой началась с чистого листа. Канье не лучший МС, и его тексты не столь хороши, как музыка и подача, но он начал революцию среди музыкантов и перевернул всю игру.
«Я хочу, чтобы все побеждали. Я не хочу соревноваться с другими. Только чтобы люди становились лучше и жили счастливыми жизнями. Если мы будем лишать отдельных людей доступа к информации и возможностям, они точно останутся представителями более низкого класса».
Уэст желает предстать перед всеми не как напыщенный эгоист или богоподобный высший разум, а как человек, которому удалось сдвинуть человечество с места, и думает он не о техническом прогрессе, а о личности каждого из нас. В каждом человеке находится потайная сущность, невидимый зверь, которого многие или боятся разбудить, или кто-то запрещает им это сделать, но и этот вариант приводит к страху. Йе рискнул и использовал в качестве своего инструмента собственный голос, и началось это со сложной композиции «New Slaves», пропитанной недовольством к шовинизму, расизму и обществу в целом, а продолжилось анонсом участия в выборах президента США в 2020 году. И задумайтесь, немногие остались равнодушными, его поступки и музыка или сотрясают человека, или заставляют плеваться в сторону исполнителя. В 2015 году музыкант выступил с получасовой лекцией в Оксфордском университете, и на протяжении этого времени в зале стояла полная тишина, каждый из 350 студентов отнесся к нему более чем серьёзно, анализируя каждое высказывание. Если люди будут судить его личность, исходя только из заголовков провоцирующих статей, то сложится мнение, что кроме самолюбия у артиста ничего нет. Но стоит прислушаться к человеку, так сразу придёт осознание, что всё это сильная вера в себя. Именно этого не хватает человечеству.
«Конечно, люди запомнят меня. Я — Микеланджело. В его время наверняка были скульпторы, которые лепили лучше, чем он. Но именно он создал Давида. А теперь попробуйте найти в интернете кроссовки, которые люди хотят больше, чем мои».
Так как в мире музыки не бывает ничего поистине объективного, всё равно нужно быть честным с теми людьми, на которых может повлиять твоё мнение, поэтому никакого вранья не будет. Эти два месяца были насыщенными на события, которые удалось создать лишь одному человеку, и если многие будут безосновательно тыкать в него пальцами, в чём-то упрекая, то задайте один лишь вопрос: «Почему?» Основным источником новостей был Твиттер, который артист вёл очень активно, делясь с каждым читателем своей жизнью, выкладывая вновь изменённый треклист с вагоном автографов (надеюсь, он попадёт в какой-то музей), то ввязавшись в ссору с Калифой, то вовсе неся чепуху. Но никто так и не понял основной мысли исполнителя — он просто хочет быть ближе к людям. 11 февраля. Нью-Йорк. Всемирно известная арена «Madison Square Garden». Более двадцати миллионов человек находятся в ожидании презентации седьмого студийного альбома, название к которому было расшифровано буквально за несколько часов до самого действа. С опозданием на полчаса к зрителям вышел и сам герой вечера, и на удивление большинства, не было никаких золотых цепей, пирамид вместо сцены и излишнего пафоса. Красная толстовка, темная бейсболка, ноутбук и лучшие друзья вокруг. Ну и, конечно же, сам перформанс в виде застывших на месте моделей, разодетых в новую коллекцию исполнителя. На протяжении сотни минут музыкант включал по очереди композиции из треклиста релиза, танцевал под свою музыку, общался с лучшими друзьями, переговаривался со зрителями, которые находились рядом, и искренне радовался тому, что людям это нравится. Никто не обманут, все обещания выполнены. Не обошлось и без детской наивности: музыкант продемонстрировал всему миру то, что он всерьёз занялся созданием игры про свою маму в роли ангела, да, друзья, это немного глупо, но он верит в себя, а люди верят в него. Очень давно по MTV показывали интервью юного Уэста, который уверенно заявил, что станет лучше, чем 2Pac. Уже представили ту ухмылку, которая возникла на лице каждого слушателя хип-хопа? Сейчас он является одним из самых известных в мире музыкантов. И очень сложно отрицать талант человека, чья жизнь — сплошной нарратив. Финальный акт. Выходит альбом под названием «Жизнь Пабло». Какой Пабло? Пикассо, Эскобар или вовсе апостол Павел? Никто никогда не определит, кем является Канье Уэст, но одно точно известно — эта пластинка проявляет его жизнь, как фотоплёнку. Каждая композиция затрагивает какой-то период из прошлого или настоящего исполнителя, включая и творческие периоды. Было ли это сделано специально для всех фанатов или автор подвёл условную черту в своей карьере? Пожалуй, ответ на этот вопрос мы никогда не узнаем. Как и то, за сколько времени «The Life Of Pablo» был создан. Очень хочется верить, что весь материал был подготовлен для слушателей за один месяц, и если это правда, то стоит только поаплодировать всем тем людям, которые занимались этим делом. Практически все главные современные представители жанра приложили свою руку к созданию этого произведения, попросту собравшись всей толпой в студии, сделав альбом по-настоящему живым, дышащим. Им не удалось создать Magnum Opus, но уверяю, было бы немного больше времени, и «Жизнь Пабло» стала бы шедевром. Но нам стоит наслаждаться тем, что имеем, релиз и без того насыщен сильной и провоцирующей лирикой, минимальной инструментальной нагрузкой и до блеска обработанным звуком, за что отдельно хочется поблагодарить команду Майка Дина, который дорабатывал альбом в ночь перед его выходом в свет. Среди гостей засветились и сладкоголосый Абель Тесфайе, более известный вам как the Weeknd, и Рианна, и Крис Браун, Янг Таг. Из удивительного — дебют юного Дизайнера, ну правда, парню только 18 лет, и он уже на альбоме Уэста. Из шокирующего — парт Оушена в «Wolves», его голос слышно крайне редко. Из шедеврального — парт Chance The Rapper в открывающей композиции, и да, друзья, советую следить за этим исполнителем, его выстрел будет громким. Канье выполнил свою задачу. Он нашумел, он оправдал каждое своё высказывание и снял шляпу перед своими поклонниками. «Жизнь Пабло» — поступок чести. Это очередная громкая работа, которая вновь задаст новый тренд в мире музыки. Это очередной переворот игры, судьба которого быть ориентиром для молодых талантов, которых мы ещё услышим. Искренне надеюсь на то, что этот безумный гений сможет вновь всех удивить и добиться того, что всегда ему удавалось.
Тринадцать лет назад этот человек попал в аварию, которая могла стать смертельной. В том же самом году музыкант взялся за первый сольный альбом и начал творить. На сегодняшний день Канье Уэст — один из самых талантливых продюсеров, музыкант, зарабатывающий высочайшие оценки от критиков и миллионы долларов, филантроп, вкладывающий в благотворительность те же миллионы, рэпер, ставший хедлайнером самого крупного музыкального фестиваля Glastonbury и успешный дизайнер одежды. Он доказал себе собственную гениальность и давно в курсе, что другие это не отрицают. Его цель — заставить каждого почувствовать себя таким же гением и лишить общество пределов. Его мечта — стать голосом всех народов. И он, возможно, выполнил свою миссию. YE IS US.
Александр Куликовский